Пресс-центр


  Новости ПРООН в Беларуси
  Новости ПРООН в мире
  Послания/Заявления
  Бюллетень ООН
  Фотогалерея


Поиск по сайту
 

Публикации
Annual-report-UNDP-in-Action

Regional Newsletter "Development and Transition



Ссылки

chernobyl.info

RBEC website

  ПРООН > Новости ПРООН > в мире

Эффективное бюджетное обеспечение избирательного процесса имеет важное значение для предотвращения негативных политических последствий, говорится в докладе ПРООН/МФИС

Май 2006 -В современную эпоху реформирования финансовых аспектов деятельности политических партий и проведения избирательных кампаний, в рамках которых расходуются многие миллионы долларов, четкое представление о расходах и стоимости выборов и обоснованности этих расходов имеет весьма важное значение в процессе развития, прежде всего, это касается недостаточно стабильных государств, которые сталкиваются с необходимостью как-то распределить свои скудные ресурсы между множеством различных потребностей. На страницах первого полномасштабного анализа стоимости и расходов на проведение выборов, презентация которого состоялась в Нью-Йорке, рассмотрены возможные варианты того, как сделать избирательный процесс более транспарентным и легитимным, а также доступным с точки зрения финансирования. Доклад включает в себя пошаговое руководство по организации избирательного процесса, пригодное для использования во всем мире.

В подготовленном специалистами Программы развития ООН (ПРООН) и Международного фонда избирательных систем (МФИС) докладе «Обзор стоимости регистрации избирателей и проведения выборов» (Getting to the CORE -- A Global Survey of the Cost of Registration and Elections) рассматриваются этапы избирательного процесса и соответствующие им мероприятия, начиная с регистрации избирателей и заканчивая обеспечением безопасности избирательных урн, а также расходы на все эти мероприятия, проводимые до начала голосования.

«Оценить величину расходов на выборы оказывается совсем не просто», -- подчеркивает Джефф Фишер, соавтор доклада и Генеральный директор Центра вопросов государственного управления в странах с переходной экономикой и постконфликтных странах МФИС, отмечая, что хотя тщательный анализ уже многократно проводился в отношении многих аспектов избирательного процесса, однако вопросы стоимости выборов и соответствующих расходов, как правило, оставались до сих пор за пределами внимания аналитиков. Целью доклада является выявление методов бюджетного и финансового управления, показавших свою эффективность в сокращении расходов и обеспечении проведения полноценного избирательного процесса. «В контексте развития особенно важно суметь переадресовать ассигнования, не задействованные в избирательном процессе, на достижение таких целей, как сокращение бедности, здравоохранение, развитие инфраструктуры и иные общественные блага и услуги».

Одним из основных детерминантов, влияющих на общую величину расходов на проведение выборов, является политическая ситуация, убежден Джефф Фишер. В условиях конфликтов или же процесса экономического и/или политического перехода выборы будут стоить дороже, чем в условиях политической стабильности. В конфликтных ситуациях организация избирательного процесса зачастую может потребовать определенных «расходов на создание полноценных условий», включая расходы на безопасность и поддержание мира, поскольку только это позволит обеспечить последовательное и полноценное проведение выборов.

Как показали результаты доклада, продолжал Джефф Фишер, сама по себе организация выборов, как правило, с течением времени требует все менее значительных расходов. «По мере того, как демократические государства приобретают все больше опыта в проведении выборов, с ходом времени они находят возможности удержать на прежнем уровне или даже сократить расходы на организацию избирательного процесса”. Еще одним элементом, требовавшим анализа, был круг задач, входящих в компетенцию органа, отвечающего за организацию выборов. Должен ли этот орган отвечать за регистрацию выборов или же некоторые из этих задач, а следовательно и расходов, могут быть возложены на органы учета гражданского состояния?

Вопросы эффективности оказываемой помощи являлись еще одной причиной того, почему так важно знать истинную стоимость проведения выборов, заявила Пиппа Норрис (Pippa Norris), Директор группы демократического государственного управления ПРООН, указывая на растущее число выборов во всем мире. ПРООН поддерживает организацию и проведение выборов в той или иной стране мира фактически каждые две недели, и общая стоимость этой деятельности может достигать весьма внушительных размеров. Так, например, общая величина расходов на проведение двух выборов в Ираке в нынешнем году составила около 500 миллионов долларов США.

Необходимо определить наиболее эффективные пути использования ресурсов, понять, на какие цели их следует прежде всего тратить и как можно усовершенствовать систему распределения ресурсов, подчеркнула Пиппа Норрис. В докладе выделяются два типа расходов: основные расходы, характерные для любой страны; и расходы на обеспечение полноценных условий, куда входят задачи обеспечения безопасности, чтобы избиратели могли участвовать в выборах, не подвергаясь каким-либо угрозам и запугиванию, а наблюдатели на выборах имели гарантированную возможность осуществлять свою деятельность.

С точки зрения оценок величины стоимости и расходов на проведение выборов страны мира могут быть разделены на три категории, продолжала Пиппа Норрис. В стабильных демократических государствах, в том числе в Соединенных Штатах и странах Западной Европы, расходы в среднем составляют от 1 до 3 долларов США на каждый отданный голос на выборах. В возникающих (consolidating) демократиях, в том числе в Мексике, Сальвадоре, Лесото и Российской Федерации, расходы достигают уже примерно 4-8 долларов США за голос. Наиболее дорогими являются выборы в постконфликтных ситуациях, требующие инвестиций в систему регистрации избирателей и развитие инфраструктуры. Так, например, средние расходы на один отданный голос составляли около 12 долларов США в Никарагуа в 1990 году; примерно 45 долларов за один голос в Камбодже в 1993 году; и приблизительно 20 долларов за голос на последних выборах в Афганистане.

Одним из основных выводов доклада было заключение о том, что расходы на обеспечение полноценных условий были максимальными в постконфликтных странах, отметила Пиппа Норрис, подчеркивая, что расходы на безопасность резко снижаются по мере восстановления, что видно по дальнейшим выборам. Однако величина общих основных расходов на организацию и проведение выборов по-прежнему продолжает понемногу увеличиваться в силу целого ряда причин, в том числе из-за внедрения новых технологий, все более частого проведения выборов, а также развития профессиональных, институционализированных избирательных комиссий.

Касаясь организации выборов в Демократической Республике Конго, Росс Моунтейн (Ross Mountain), заместитель Специального представителя Генерального секретаря и Представитель-резидент ПРООН в Демократической Республике Конго, рассказал о подготовке к проведению первых свободных выборов в этой стране за последние 45 лет. Результаты регистрации 25 миллионов избирателей в этой не имеющей дорог 58-миллионной стране, размерами сопоставимой с Западной Европой, превзошли все ожидания. «Прежде всего, это свидетельствует об энтузиазме населения – 45 лет спустя люди наконец стремятся принять участие в выборах своего руководства и законного правительства».

Он сообщил, что при содействии Миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (МООНДРК) – крупнейшей операции ООН по поддержанию мира, в которой участвуют более 17 000 военнослужащих и 3 000 сотрудников гражданского персонала – страна в настоящее время приближается к проведению первого тура президентских выборов и выборов в национальный парламент, которые состоятся в июле с.г. Зарегистрировано 9 650 кандидатов, которые будут бороться за 500 мест в национальном парламенте, а также 33 кандидата в президенты.

МООНДРК уже пришлось позаботиться о 32 000 кабин для голосования, а также оплатить работу на протяжении регистрационной кампании 200 000 сотрудников избирательных комиссий и 45 000 полицейских, сказал Рос Моунтейн. Он полагает, что в первом туре выборов Миссия ООН будет иметь дело с 53 000 избирательных участков, при этом необходимо будет оплатить работу более 300 000 сотрудников избирательных комиссий и более чем 50 000 полицейских. Демократия может быть весьма дорогим предприятием и стоимость проведения выборов в Конго, согласно оценкам специалистов, составит около 430 миллионов долларов США.

Рос Моунтейн отметил, что в целом недостаточно внимания уделяется серьезному гуманитарному кризису в Демократической Республике Конго, где ежедневно умирают около 1 200 человек. «Это ведь то же самое, как если бы каждые шесть месяцев вновь повторялось азиатское цунами», -- сказал он.

Отвечая на вопросы, Росс Моунтейн отметил, что, по его мнению, продолжающиеся в восточной части страны столкновения не окажут существенного воздействия на активность и участие избирателей в выборах.

Говоря о своей обеспокоенности в связи с проведением выборов, Росс Моунтейн напомнил о том, что Кофи Аннан в ходе своего недавнего визита подчеркивал необходимость обеспечить максимально возможную инклюзивность избирательного процесса. Было бы трагедией, если бы после окончания выборов проигравшие попытались найти в недостаточно широком охвате населения избирательным процессом оправдание для возврата к насилию. Предметом для обеспокоенности является также опасность того, что в условиях проведения первых за последние 45 лет выборов избирательный процесс будет сосредоточен вокруг таких факторов, как региональное и этническое происхождение. Серьезную обеспокоенность вызывает также аспект обеспечения безопасности, подчеркнул Росс Моунтейн, отметив, что «для меня лично организация выборов в ДРК придала слову «кошмар» новые измерения и оттенки».

О МФИС: Международный фонд избирательных систем является международной неправительственной некоммерческой организацией, которая поддерживает развитие демократических обществ. МФИС предоставляет техническую помощь в целях укрепления гражданского общества, организации и проведения выборов, усовершенствования системы государственного управления и верховенства закона в более чем двадцати странах мира. С момента своего основания в 1987 году МФИС осуществлял свою деятельность в рамках поддержки организации и проведения выборов, а также демократического развития в более чем ста странах мира.

www.ifes.org

 

Версия для печати
 
Программа развития ООН (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов.

Подробнее

 Актуальные темы 
Подробнее...
Подробнее...
Презентации
Подробнее...

 
 
 
Представительство ООН в Беларуси
220050 г. Минск, ул. Кирова 17; тел. +375 (17) 227 48 76
факс +375 (17) 226 03 40; e-mail