Пресс-центр


  Новости ПРООН в Беларуси
  Новости ПРООН в мире
  Послания/Заявления
  Бюллетень ООН
  Фотогалерея


Поиск по сайту
 

Публикации
Annual-report-UNDP-in-Action

Regional Newsletter "Development and Transition



Ссылки

chernobyl.info

RBEC website

  ПРООН > Новости ПРООН > в мире

Право человека на воду: стратегические инвестиции и здравая политика может обеспечить беднейшее население чистой водой

Кемаль Дервиш, Администратор Программы развития ООН
Тревор Мануэль, Министр финансов Южноафриканской Республики

В 1970-х годах Римский клуб и другие организации предупреждали о грядущей острой нехватке пищи, нефти и других предметов первой необходимости - по-видимому, неумолимо наступающих последствиях растущего спроса на ограниченные ресурсы.

В последнее время мы слышим прогнозы о неизбежных «водных войнах» - предсказания, основанные на опасении, что для удовлетворения потребностей увеличивающегося и быстро урбанизирующегося населения Земли пресной воды попросту не достаточно.

Эта тревога понятна: сейчас около 2,6 млрд. человек не имеют постоянного доступа к чистой воде для питья, купания, приготовления пищи и основных санитарных нужд. И последствия уже ужасающе очевидны: по оценкам, два миллиона детей ежегодно умирают из-за того, что у их семей нет питьевой воды или доступа к канализации.

При этом рациональный анализ проблемы показывает, что нет никакой объективной причины – финансовой, материально-технической или географической, – по которой нельзя было бы обеспечить бедных достаточным количеством чистой воды для удовлетворения их основных человеческих потребностей. Как мы видим на примере основных зерновых культур и углеводородов, наличие важнейших ресурсов и снабжение ими зависит от многих факторов. Среди них есть порой объективно непредсказуемые, такие как меняющиеся рыночные стимулы и технологические инновации, а также изменения в инвестиционных и стратегических планах государств. А иногда отсутствует такая составляющая, как политическая воля.

9 ноября 2006 года в Кейптауне Программа развития ООН представила новое исследование, которое развенчивает многие мифы, связанные с глобальным водным кризисом, в том числе миф о неизбежности трансграничных конфликтов из-за водных ресурсов, и предлагает множество практических решений.

Главный аргумент только что выпущенного Доклада о развитии человека за 2006 год («Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов») заключается в том, что доступ к надежному и доступному источнику воды следует считать одним из основополагающих прав человека. Правительства могут и должны признать это право, обеспечив всем гражданам возможность получать как минимум 20 литров чистой воды в сутки, причем тех, кто не в состоянии за это платить, необходимо снабжать водой бесплатно.

Бесспорно, во многих частях планеты остро стоит проблема нехватки воды, которую усугубляет глобальное потепление. Идет ли речь о воде или о более широком вопросе глобального потепления, проблема заключается не в наличии совокупных ресурсов, а в том, какие приоритеты ставят пред собой политические лидеры как на национальном, так и на международном уровне.

Одна из Целей развития тысячелетия – к 2015 году сократить вдвое долю людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде. Если мы не предпримем решительных шагов, то для 234 миллионов человек эта задача не будет выполнена.

Зачастую цена на воду рассчитывается по ошибочному принципу: цена воды получается выше для беднейших. Для жителей городских трущоб цена воды – одна из самых высоких в мире. Беднейшие домохозяйства Сальвадора, Никарагуа и Ямайки тратят на воду более 10 процентов своих доходов, тогда как жители Великобритании считают счета за воду, составляющие более трех процентов своего бюджета, серьезной нагрузкой.

В дискуссии о стратегии снабжения населения водой слишком часто доминируют бесперспективные дебаты о том, кому должны принадлежать занимающиеся водоснабжением предприятия – государству или частному бизнесу. Здесь нет необходимости выбирать, поскольку существует широкий спектр рациональных финансовых и стратегических подходов к решению этой проблемы, большинство из которых основываются на том или ином сочетании участия государственного и частного секторов. Истинный вызов в том, как обеспечить питьевой водой тех, кто практически не в состоянии за нее платить.

Как правило, домохозяйства, подключенные непосредственно к коммунальным водопроводам, получают самую дешевую воду. Бедным же, чтобы купить воду, приходится проходить через сеть посредников – владельцев автоцистерн, продавцов и других поставщиков воды. Каждый шаг, которые они вынуждены делать, не имея прямого доступа к источнику воды, увеличивает ее цену.

В ЮАР уже существуют основные стратегические рамки для решения этой проблемы. Во времена апартеида доступ к воде был одним из факторов расового разделения. После падения режима апартеида, когда вопросы водоснабжения были поставлены на правовую основу, у граждан появилась уверенность в их законном праве требовать отчета от местных органов самоуправления, частных коммунальных предприятий и национального правительства.

Правительство воспользовалось своими регулирующими полномочиями и потребовало, чтобы все муниципалитеты предоставляли каждому домохозяйству в качестве базового минимума, 25 литров воды в сутки бесплатно. При этом оно поставило цель обеспечить к 2008 году бесплатное базовое водоснабжение для всех и гарантировать, чтобы ни одно домохозяйство не находилось от источника воды дальше, чем в 200 метрах. Эта задача еще полностью не решена, но граждане ЮАР справедливо ожидают от правительства выполнения его обещаний.

И отдаленные провинциальные городки, и нарождающиеся мегаполисы развивающегося мира нуждаются в серьезных инвестициях в системы водоснабжения. Потребуются большие расходы, и во многих случаях обойтись без финансовой помощи будет невозможно. Однако окончательная цена отказа от вложения средств в обеспечение населения чистой водой, которая выражается в затратах на здравоохранение, в падении производительности труда и, в конечном итоге, в человеческих жизнях, намного превосходит необходимые сегодня вложения.

Развивающиеся промышленные центры 19-го столетия стояли перед такой же проблемой. Уровень детской смертности в Нью-Йорке и Лондоне был сравним с тем, что мы наблюдаем сегодня в развивающихся странах – и по тем же основным причинам. Эти города вложили значительные средства в коммунальные системы водоснабжения, что позволило быстро сократить распространение желудочно-кишечных заболеваний, создало основу для экономического роста и повышения качества жизни. Все это можно сделать.

В Докладе о развитии человека за 2006 год содержится призыв ко всем развивающимся странам разработать национальные планы по ускорению темпов развития систем водоснабжения и канализации, выделить на эти амбициозные цели минимум один процент ВВП и подготовить четкие стратегии преодоления неравенства. В настоящее время государственные расходы на общественное водоснабжение, как правило, менее 0,5 процента ВВП.

Кроме того, в Докладе подчеркивается необходимость разработки Глобального плана действий под руководством «Большой восьмерки», который поставит проблемы водоснабжения и канализации на приоритетное место в мировой программе развития. Авторы Доклада настаивают на необходимости ежегодного выделения дополнительной международной помощи на водоснабжение и канализацию в размере 3,4-4 млрд. долларов США – помощи, которая требовалась уже давно и которая принесет огромную отдачу в плане улучшения здоровья населения, повышения производительности труда и базового качества жизни.

Каждая из восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ) неразрывно связана со всеми остальными, поэтому если мы не достигнем цели по водоснабжению и канализации, то быстро исчезнет надежда и на достижение остальных семи. Мы несем коллективную ответственность за выполнение этих задач. И с практической, и с этической точек зрения трудно представить себе лучшее вложение в здоровье и благосостояние тех, кто живет в бедности.

Версия для печати
 
Программа развития ООН (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов.

Подробнее

 Актуальные темы 
Подробнее...
Подробнее...
Презентации
Подробнее...

 
 
 
Представительство ООН в Беларуси
220050 г. Минск, ул. Кирова 17; тел. +375 (17) 227 48 76
факс +375 (17) 226 03 40; e-mail