Глобальный договор


  пресс-центр
  об инициативе
  как вступить
  корпоративная социальная ответственность


Поиск по сайту
 

Публикации
Annual-report-UNDP-in-Action

Regional Newsletter "Development and Transition



Ссылки

chernobyl.info

RBEC website

  ПРООН > Глобальный договор > Архив новостей

Публикации
Пресса о ГД
Ваше мнение
Архив пресс-релизов
Нефинансовый отчет: от глянцевого буклета до серьезного аналитического документа

11 октября в Минске под эгидой Инициативы ООН «Глобальный договор» прошел семинар «Нефинансовая/социальная отчетность». В качестве тренеров белорусских участников ГД выступили эксперты Агентства социальной информации (Россия) Елена и Андрей Тополевы.

— Елена, в середине 2008 года первые белорусские участники Глобального договора должны написать свои первые нефинансовые отчеты. Не секрет, что отчет — обязательное условие участия в ГД — многие воспринимают как обязательную в каждой бочке меда ложку дегтя…

— На самом деле это не так. Никаких жестких требований к объему отчета и обязательных стандартов его содержания не существует. Можно даже представить полстраницы написанного вольным стилем текста — и напротив названия компании появится «галочка», она не будет выведена из списков участников Глобального договора. Но если отнестись к процессу более серьезно и вдумчиво, если разобраться, что такое Глобальный договор, как можно его принципы применить на своей практике, отчет может стать очень полезным инструментом для самой компании.

Во-первых, это тест для самого себя — возможность проверить, формально ты как руководитель компании подписался под принципами Глобального договора или нет. Сравнивая ежегодные отчеты, можно увидеть свою компанию в динамике, понять, в каких сферах есть прогресс, а какие руководство упустило из вида. Во-вторых, отчет может быть коммуникационным инструментом, если распространить его среди своих целевых аудиторий. Когда сотрудники, акционеры, партнеры, клиенты и государство узнает о компании больше, ее имидж улучшается. У отчета может быть много функций, все зависит от компании и целей, которые она перед собой ставит на данном этапе развития.

— Каким компаниям нефинансовый отчет нужнее всего?

— Тем, которые работают на международных рынках. Сейчас в мире считается признаком не очень хорошего тона, если компания не составляет и не обнародует таких отчетов. Причем не в форме отписок, а в виде аналитических документов, показывающих не только сильные, но и слабые стороны ее работы, а также усилия по ликвидации слабых мест. Того, кто таких документов не делает, с рынка, конечно, не выгонят, но косо смотреть будут наверняка.

Ведущими экспертами в разных странах уже признано, что серьезные усилия компаний по корпоративной ответственности и нефинансовой отчетности влияют на капитализацию. Никто никогда не сможет подсчитать и выразить в цифрах эту зависимость, но абсолютно все вовлеченные в движение компании подтверждают: отчет укрепляет репутацию, репутация влияет на снижение рисков и капитализацию. Серьезный подход к корпоративной ответственности и отчетности позволяет вовремя увидеть и снизить существующие риски, улучшить взаимодействие с заинтересованными сторонами, укрепить имидж компании, изменить к лучшему ее восприятие в местном сообществе — городе, регионе, стране.

— Но как только мы возлагаем на отчет надежду улучшить имидж, возникает соблазн подать себя в нем красиво.

— Конечно, на первых порах от этого трудно уйти. Российский союз промышленников и предпринимателей недавно провел большой форум, посвященный деловой репутации российского бизнеса. На нем шла речь о корпоративной социальной ответственности, нефинансовой отчетности. Участники обсуждения отметили, что пока не все, но несколько российских компаний вышли на иной уровень составления отчетов. Они уже прошли путь от глянцевых буклетов до более самокритичного анализа своих дел. Даже рассказывая на форуме, как они к этому шли, что им это дало, они откровенно перечисляли свои трудности и проблемы. Это говорит об уровне развития компаний.

Мировая практика знает несколько примеров, когда компании, известные своей последовательной политикой в области социальной ответственности, подвергались гонениям и критике за аварии, приносящие экологический ущерб и вызывающие человеческие жертвы. Они сообщали в отчетах, какие недостатки выявлены в ходе расследования причин аварий, и как они собираются с этим бороться.

Хотя надо учитывать и контекст. Если в какой-либо стране нефинансовая отчетность только зарождается, и все компании выпускают глянцевые буклеты, кому-то одному признаваться в своих недостатках рискованно. Разрешить себе смотреть на собственную деятельность критично можно, наверное, только тогда, когда к этому готова окружающая среда.

— Сколько нефинансовых отчетов составляется в России, и какое количество времени тратит на этот документ «набившая руку» компания?

— Цифры меняются: в 2005 году мы насчитали 26 отчетов, а сейчас их уже более 60. Все это документы, составленные с учетом международных рекомендаций, демонстрирующие серьезный подход компаний к своей деятельности.

Многим российским компаниям отчет помогает расти и учиться социальной ответственности. Бывает и так: предприятие платит каждый год какие-то мелкие штрафы за создаваемые им экологические проблемы, а об изменениях в своей деятельности даже не задумывается. Зачем что-то делать, если платить штрафы гораздо дешевле? Но в отчете не напишешь «исправно плачу штрафы», волей-неволей приходится разрабатывать экологическую политику.

Бывает, что компания, осмыслив какие-то провалы в своей деятельности, не делает отчет публичным. Хотя многие размещают эти документы в открытом доступе. И находятся читатели, которые изучают отчеты с карандашом в руках, а затем публично критикуют составителей. Иностранцы, которые присутствовали на названном форуме, позавидовали: какие вы счастливые, ваши отчеты еще находят читателя! Запад, ввиду огромного количества подобных документов, переходит на электронный формат. Многие компании выпускают маленькую брошюрку для широкого круга читателей, а весь массив информации хранят в электронном виде.

Сказать, сколько времени занимает составление хорошего отчета, сложно: наши компании, которые делают это третий год, поступают так: окончили один отчет — начинают составлять следующий. Потому что составление отчета — не просто подготовка некоего аналитического продукта. Отчет является завершающим этапом определенного процесса, и этот процесс важнее, чем сам результат. Правильно построенный процесс отчетности — это, в идеале, институт управления.

Для справки: Агентство социальной информации создано в 1994 году. Специализируется на сборе и анализе социальной информации. Консультирует компании по вопросам социальной политики, корпоративной социальной ответственности, нефинансовой отчетности и т.д. Оказывает информационную и PR-поддержку общественно значимым проектам и программам. Веб-сайты: www.asi.org.ru; www.soc-otvet.ru.

Версия для печати
 
Программа развития ООН (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов.

Подробнее

 Актуальные темы 
Подробнее...
Подробнее...
Презентации
Подробнее...

 
 
 
Представительство ООН в Беларуси
220050 г. Минск, ул. Кирова 17; тел. +375 (17) 227 48 76
факс +375 (17) 226 03 40; e-mail